Многие авторы статей про МИНИМАЛИЗМ не разбираются в вопросе: откуда, собственно, появился этот стиль? Что стало отправной точкой в его создании? Просто перечисляя элементы стиля, указывая на некие факторы, повлиявшие на его развитие, и переписывая уже кем-то написанное стандартное «стиль зародился…» невозможно получить ответы на эти вопросы.
Но, как и всё в нашем мире, как и любой другой стиль интерьера, минимализм имеет свое четкое начало и главной движущей силой в его зарождении послужила война. Как писал основатель стиля Баухауз, Вальтер Гропиус, после возвращения с фронтов Первой Мировой – «После такого выплеска жестокости, всякий мыслящий человек чувствовал необходимость смены интеллектуальной позиции. И я именно тогда впервые осознал исключительную миссию архитекторов своего поколения». Разрушительный характер этой войны, лишил множество людей жилья, исковеркал представления о жизни. Людские потери воюющих сторон исчислялись миллионами, что привело так же к увеличению числа женщин против количества мужского населения в Европе. Но наступление мира и рост промышленного развития дали обществу надежду на расцвет и мир, что повлекло за собой рост рождаемости и строительный бум гражданского жилья в 1920- 1930-х годах. Это коснулось всего мира, именно архитектура, отрабатывающая запрос на стандартизацию современного жилья, разработку схем застройки городов, социальных норм и дала второй толчок рождению нового стиля.
Целый ряд архитекторов подхватили новые идеи и развили их. Этому способствовали и новые технологии в строительстве. Создание и внедрение новых строительных материалов и технологий их применения. Требовалось строить быстро и качественно, исполняя социальный заказ на жилье. И архитекторы стали смело вносить элементы промышленного строительства в новый жилой фонд.
Следующим шагом стало создание интерьеров, соответствующих современным жилым пространствам и запросам жизни. Новое, формирующееся направление в оформлении интерьеров, отражало новую архитектуру функциональности и простоты, использование базовых геометрических форм и ограниченную палитру цветов. Требовалось оформить помещение быстро и самым необходимым для жизни.
Родоначальниками направления можно смело назвать архитекторов Вальтера Гропиуса, создавшего и развивавшего направление Баухауз, голландское художественное движение De Stijl, Людвига Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье и их последователей.
Создание направления
Итак, мы с вами выяснили, что первое действительно глобальное потрясение мировых сообществ явилось отправной точкой в рождении стиля минимализм в интерьере. Но собственное развитие этого направления началось уже после Второй Мировой Войны, которая так же, как и первое катастрофическое потрясение сыграла аналогичную роль, расширив свое действие на весь мир. Уже в большем числе стран требовалось решение с быстровозводимым жильем и созданием новых условий для жизни людей. И минимализм получил еще один сильный толчок в развитии. По мнению многих именно в конце 50-х начале 60-х годов двадцатого века, минимализм окончательно оформился как стиль. Целый ряд художников и скульпторов способствовали его развитию. Фрэнк Стелла, Ив Кляйн, Карл Андре, Дональд Джадд, Энн Трюитт, Агнес Мартин, Эд Рейнхардт и другие. В 80-х годах двадцатого века, направление минимализма несколько сдало свои позиции под напоромновых веяний. На первое место вышли цвета и формы, но направление продолжало жить, и даже Стив Джобс применил минимализм в оформлении своего знаменитого бренда Apple. Как мы видим, огромный пласт людей искусства и промышленников работали на создание и оттачивание нового направления. Задача была не тривиальная – превратить, по сути, достаточно простой, массовый стиль, особенно в сравнении с классическими направлениями, в эталон вкуса и красоты. Убедить людей, живущих в стандартных социальных жилых помещениях в некоем новом взгляде на современное жилье и жизнь. Переформатировать не только сознание людей, но и их ощущение себя во внешнем мире. Как мы можем наблюдать, это прекрасно получилось!
Но минимализм, не превратился в закостенелое и неинтересное нечто, а продолжил развиваться и раздвигать границы собственного жизненного пространства, чем заслужил любовь многих людей и профессиональных дизайнеров. О элементах стиля, о его развитии мы поговорим далее.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ НАПРАВЛЕНИЯ
Поскольку современное социальное жилье, это больше про низкие потолки и небольшие площади, архитекторы и дизайнеры стали делать упор на его функциональность и простоту линий и форм, визуальное увеличение пространства, что логично привело к созданию целого направления в проектировании мебели, приборов освещения и т.д.
Изменился подход к эргономике, зонированию помещений. Вот несколько основных принципов минимализма в интерьере, на которых мы сделаем акцент.
1. Функциональность и простота форм
Принцип, перешедший из архитектуры в интерьер, решая задачи
по визуальному расширению пространств социального жилья. Минимализм, это прежде всего простые геометрические формы, реализующие порядок, ясность, создающие ощущение баланса и симметрии пространства.
Минимализм фактически живет простотой в формах. Избавление от ненужных, загромождающих пространство элементов и предметов – один из основных принципов стиля. «Лучший способ узнать, что нам действительно нужно, — избавиться от того, что нам не нужно». — крылатая фраза Мари Кондо, как нельзя более полно описывающая данный принцип стиля. Для достижения этого эффекта используют продуманные решения по скрытым системам хранения. Современные высокотехнологичные решения помогают в достижении этого, уменьшая загроможденность пространства и делая акцент на его функциональности. На сохранение простоты и функциональности работает так же минималистический декор.
2. Второй принцип минимализма – это работа с цветом
Цветовые решения призваны поддержать простоту форм и открытость пространства, естественности освещения. Цвет может быть как светлый (даже белый), так и серый, светло- коричневый, бежевый, и даже черный. Нейтральная цветовая гамма и монохром, как нельзя лучше подходит для освобождения от визуального шума, создания спокойного чистого интерьера. Для теплоты и уюта можно использовать теплую цветовую палитру, для глубины и интереса восприятия интерьера, использовать разные оттенки одного цвета. Для визуального интереса, без привлечения различных ярких цветов, в минимализме существует широкий диапазон различных текстур материалов отделки. Смело можно утверждать, что текстуры в этом стиле заменяют собой цвета. Как выразилась Келли Хоппен -«Нейтральный не означает скучный; это искусство наложения тонов и текстур».Используйте натуральные материалы для отделки стен, полов и потолков, мебели, это добавит дороговизны интерьеру и одновременно даст требуемую теплоту. А сочетание натуральных материалов отделки мебели внесет мягкий едва заметный контраст. Общее взаимодействие цвета и текстур придаст интерес всему интерьеру. С помощью текстур и цвета можно прорабатывать зонирование помещений, например монохромные не броские ковры прекрасно подойдут для решения этой задачи. Стоит отметить, что современный минимализм становится все смелее в использовании цветовой палитры в сочетании с текстурами отделочных, натуральных материалов.
3. Следующий из принципов минимализма это - свободное пространство и естественное освещение
Суть минимализма строится на открытых, отлично освещенных пространствах. Для создания ощущения свободы, открытого пространства, используют минимальное количество перегородок и стен в минималистических интерьерах. Зачастую это закладывается еще архитектурой квартиры или дома. Не стоит выбирать для минимализма помещения с невысокими потолками, это создаст впечатление темноты и визуальной загруженности. Для этого используются большие окна и комнаты, перетекающие одна в другую. Осветительные приборы и системы располагают так, чтобы подчеркнуть наполнение пространства светом. Формы осветительных приборов, обычно простые, геометрические. На сегодняшний день, у нас достаточно большой выбор освещения в стиле минимализма, включая напольные светильники и торшеры.
«Минимализм — это не пустота, это пространство и свет» - как точно выразилась Дебора Нидлман.
4. Отдельно стоит указать на еще один принцип минимализма, связанный с меблировкой - качество, а не количество
Подбирайте всегда высококачественную мебель и детали интерьера. Не стоит заполнять комнаты многочисленными предметами. Выберите несколько хорошо сделанных, высококачественных предмета мебели. Это добавит нотку качественной роскоши и элегантности в интерьер. Подбирайте мебель с чистыми линиями, качественной отделкой и нейтральными тонами.
Что касается акцентов, то подбирать их стоит очень осторожно и использовать ограниченно. Как акцентная деталь может работать картина современного художника или дорогой светильник в современном стиле. Но главное тут знать меру и не нарушить свободу пространства. Минималистичный дизайн интерьера - это своеобразная тонкая грань. Если вы уберёте слишком много, пространство будет холодным, пустым и непривлекательным. Заставите предметами мебели или добавите слишком много акцентов и деталей интерьера, оно лишится своей сути. В качестве акцентного декорирования можно прекрасно использовать большие зеркала, картины в стиле минимализм и спокойный декор. Не допускайте большого количества подушек на ваших диванах. Используйте мягкие, натуральные ткани, например шерстяное покрывало и нейтральные оттенки, чтобы добавить тепла, не перегружая при этом интерьер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотим отметить, что грань, баланс между наполнением интерьера мебелью, декором и свободным пространством, лишенным всякого оформления очень тонкая. Если вы не выдержите меру, рискуете получить эффект недоделанности интерьера в прямом смысле. Создать интерьер в минималистичном стиле, соблюдая все каноны направления, под силу только настоящему профессионалу. Именно поэтому мы часто видим интерьеры с элементами минимализма и только.
Так же хочется отметить, что минимализм стал частью целого ряда направлений в дизайне интерьера, как нечто гармоничное и естественное. Поистине, минимализм зарождавшийся, как вынужденное решение некоторых проблем общества, вырос в настоящий стиль, элегантный, со своими правилами и секретами.